Sound Out. В облаке звука

Один из авторов проекта дал эксклюзивное интервью

Уникальный
просветительский проект Sound Out, уже известный московским меломанам,
представит 25 апреля в столичном культурном центре «Дом на Патриарших» новую
премьеру – программу «Франция | музыка и вино». Апрельский вечер камерной
музыки в «Доме на Патриарших» откроет цикл концертов-лекций, посвященных
Франции. Накануне этого события журналист Елена Константинова пообщалась с одним из соавторов проекта Антоном Мойсеенко.

– Победитель
престижных международных конкурсов TWIYCA (Великобритания, 2012)
и BJIMC (Китай, 2013), солист и концертмейстер Большого
симфонического оркестра (БСО) под управлением В. И. Федосеева, композитор – и
вам еще нет тридцати. Похоже, ваш путь в мир музыки был предопределён с рождения.
Кто угадал в вас музыканта?

– Я родился в семье музыкантов. С рождения слушал, как
мама играла на фортепиано и аккордеоне, а папа – на кларнете. К нам часто
приходили в гости их друзья и коллеги, они тоже играли и пели песни под
фортепиано или гитару. Иногда меня брали с собой на работу в детский сад, где
мама работала музыкальным руководителем, в ДМШ и музыкальный колледж, где
преподавал папа. Мы постоянно ходили на разные концерты и спектакли. Вся наша
жизнь была неразрывно связана с музыкой, искусством и творчеством.

– И все-таки, судьба
была предопределена…

– Нет, конечно. Папа хотел отдать меня в математическую
школу, а сам я хотел стать художником. А вот мама настаивала на том, чтобы я
стал музыкантом. Она занималась со мной фортепиано и моим всесторонним
творческим развитием, а когда я чуть повзрослел, подключился папа – он
стал заниматься со мной кларнетом. И хотя на кларнете я играю с десяти лет, иногда
кажется, что никогда не научусь играть так, как действительно хотел бы. Быть
музыкантом, значит непрерывно учиться и совершенствоваться.

– Кларнет – «скрипка
среди деревянных духовых инструментов», считал один из самых ярких романтиков Берлио…

– Полностью согласен. Кларнет действительно очень
разнохарактерный инструмент. Хотя, признаюсь, я очень люблю все инструменты и
даже мечтаю освоить саксофон и валторну. Кларнет – исторически «молодой» инструмент. Но его потенциал
сразу заметили композиторы.

Особенно ярко возможности кларнета раскрылись в XIX
и XX веках. И, на мой взгляд, современные композиторы и исполнители продолжают
открывать все новые и новые возможности кларнета. Этот инструмент, один из
немногих органично вписывается и в классическую музыку, и в народную, и в джаз.

– Вы сами пишете
музыку для кларнета… О чем она – ваша
музыка?

– Да. В какой-то момент мне надоел стандартный кларнетовый
репертуар, одновременно с этим я услышал мнение, что, играя «чужую» музыку, ты
не можешь выразить именно свои мысли и чувства, потому что должен выразить и
исполнить то, что написано в нотах. Я долго размышлял над этим и решил: «А
почему бы не написать что-нибудь свое?».

С тех пор я стараюсь находить время,
чтобы попробовать силы в сочинительстве. Сложно сказать, о чем именно моя
музыка. Она скорее как отражение того, что я видел, слышал, читал, с кем общался.
Все эти места и события заставляют музыку саму собой появляться в мыслях, и это
невозможно остановить. Я долго и терпеливо слушаю эти музыкальные мысли у себя
в голове, до тех пор, пока не появится время сесть и записать их на бумаге.

– Как появилась идея
вашего музыкального просветительского проекта Sound Out?

– Спонтанно.
Еще в Консерватории мы с моей женой, пианисткой Еленой Мойсеенко, сформировали
дуэт, который потом назвали Duo Inspiro, и начали активно продвигать кларнетовую музыку. Поступив в
БСО им. Чайковского, я познакомился со многими замечательными музыкантами. В
2017-м наш Duo Inspiro, участвуя в проекте Metro Concert Art пианистки Алисы
Куприёвой, объединился со струнным квартетом этого оркестра. Нам так
понравилось играть вместе, что решили не расставаться. И год спустя
дебютировали как Sound Out.

Обдумывая формат проекта,
поставили себя на место обычного слушателя: как он будет чувствовать на обычном
концерте. В лучшем случае досидит до конца. Может быть, ему понравится музыка.
Мы же не только играем. Но и знакомим с интересными фактами биографии того,
кому посвящена программа. И даже показываем – тематически связанные с ней
редкие фотографии, видео.

Стирая границы между сценой и залом, наш
концерт-лекция позволяет погрузиться в культурно-исторический контекст
сочинения. Ведь музыка, как и любое произведение искусства, не появляется
просто так. Мы открываем слушателям двери в мир прекрасного.

– Кажется, у вас есть идея расширить границы проекта
и сделать его не просто просветительским, но и образовательным?

– У нас каждый день рождается тысяча идей о том, как
улучшить проект и в каком направлении нам стоит двигаться. На сегодня мы
выбрали одно – мастер-классы для юных артистов. 

— Sound Out представит 25 апреля новую программу в культурном центре «Дом на Патриарших». И это будет,
вероятно, очень камерный концерт – всего 60 слушателей

– И это прекрасно! Мы все, кажется, привыкли к масштабам
мегаполиса: если дорога, то – как минимум, восьмиполосная; если дом – не ниже
25 этажей; если концертный зал, то не меньше БЗК, а лучше Crocus City Hall.
Из-за этой гигантомании мы многое теряем.

Наш проект стремится вернуть зрителям
ощущение уюта. Поэтому для новой программы в «Доме на Патриарших» мы чуть
изменили формат: небольшой зал, французская камерная музыка и главное
нововведение – французское вино! И это не все сюрпризы…

– На мартовском
концерте в Доме-музее Скрябина, исполняя в дуэте Еленой Мойсеенко (фортепиано)
свою пьесу «Северный океан», вы продемонстрировали SABR-кларнет.
..

– Это пьеса, премьера которой состоялась 8
сентября 2018 года в Малом зале Консерватории, специально написана для SABR.

– Что он собой
представляет?

– SABR – это мультисенсор, который, подключаясь к
кларнету, расширяет «ресурсы» исполнителя, а композитору, раскрывая «скрытый»
потенциал инструмента, даёт полный простор фантазии – с помощью обработки звука
и добавления разных интересных эффектов звучание кларнета можно обогатить
абсолютно свежими красками.

Впервые SABR, ещ– на стадии разработки, своего рода
многолетний эксперимент швейцарского кларнетиста и композитора Матиаса Мюллера,
я увидел в Италии на Clarinet Fest несколько лет назад. Прошлым летом на
том же фестивале  только уже в Бельгии, где мы играли концерт
как Duo Inspiro, снова случайно встретились с Матиасом, который показал
нам результат работы над своим детищем. Мы были настолько поражены, что не смогли
устоять, и привезли SABR в Россию.

– Что как лидер Sound
Out скажете о своей команде в целом?

– Сейчас
у нас семь музыкантов. И каждый уникален. Замечательный виолончелист Федор
Землеруб, блестящие скрипачи – Сергей Костылев, Антон Якушев и Дмитрий Сидоров
Антон Якушев – скрипка, Дмитрий Сидоров – скрипка, альтистка Елена Фёдотова и
мы с Еленой. Все мы, за исключением Елены Мойсеенко, артисты БСО. Репетиции
всегда проходят в дружественной атмосфере у нас дома. Конечно, без споров не
обходится, но быстро приходим к общему «знаменателю». 

Команда Sound Out – это команда профессионалов
высочайшего класса, и мне очень приятно ощущать их серьезное отношение к общему
делу. Счастлив, что мы можем творить вместе. 

Елена КОНСТАНТИНОВА

Источник: utro.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.